Поскольку я не работаю с детьми, «детские» этапы развития я только обозначу, НО! , не следует забывать, что большинство черт и характеристик личности человека закладывается как раз в детском возрасте. Я работаю с травмами и остановками в развитии как раз по-большей части детского возраста, но с взрослыми людьми.))
Итак,
1-ый этап – младенчество, от 0 до 1,5-2 лет. Благоприятный выход их этого возраста – доверие к миру, защищенность, неблагоприятный – безнадежность и отчаяние.
2-й. Общность с отцом.2-4 года. Первичная сепарация, «я сам!». Благоприятный выход – я что-то могу делать сам, активность. Неблагоприятный – я ничего не могу изменить, от меня ничего не зависит.
3-й. Игровой. 4-6 лет. В конфликте инициативность и чувство вины. + – «я могу творить и выражать себя, я договариваюсь и строю границы»; негативный – «я – вредитель, от меня страдают родители и другие люди, я всё порчу».
4-й. Период наработки компетенции. 6-12 лет. + «я знающий, я дисциплинирован, целенаправлен»; – «я неполноценный, неспособный, не-социальный».
5-й. Подростковый – ранний (12-15лет) и профессиональный (15-17). Задачи – сепарация от родителей, образование идентичности, нахождение себя в коллективе ровесников.
6-й. Юношеский. (17-21). Желание образовывать отношения в паре, желание отразиться в другом, сексуальная реализация.
7-й. Молодость – ранняя взрослость. (21 –30). Обязательные программы социальной и профессиональной реализации. Благоприятное завершение: «я могу, я достигаю – «дом, дерево, человек»; неблагоприятное – «я потратил молодость впустую, у меня ничего нет».
8-й. Взрослость – 30-35. Конфликт близость-изоляция: могу ли я сближаться с людьми? Позитивный выход – «я целостный», негативный – невозможность сближаться, изоляция, уход в мизантропию.
9-й. Зрелость. (35 – 65) Самоактуализация – творчество. Делаем, что хотим. Делимся и отдаем. Идентификация с бабушками-дедушками. Здесь же кризис «среднего возраста» – глобальные изменения в семье, в бизнесе, в хобби, в духовном аспекте.
10-й. Пожилой (65-75) и старческий возраст (от 75) Задачи – научиться принимать помощь. Позитивный выход -мудрость и целостность, способность сохранять интерес к миру. Негативный – огромный стыд от утраты всемогущества, «мне все должны», деградация.
Кризис среднего возраста – «смерть молодости», торги со смертью»
Длительность до 5-7 лет. Женщины – 30-35, мужчины – 40-45 лет Стадии:
- Ощущение утраты: возможностей, сил. Депрессия. У мужчин снижается потенция, у женщин добавляется климакс. Особенно тяжело проходит у нарциссических личностей.
- Стадия перехода – злость (частые срывы и ссоры, расточительность, появление вредных привычек, ранее не существовавших), затворничество (избегание прежних контактов, сомнения, саморефлексия), «в разнос» – кардинально меняется всё, много времени себе, «добирание» всего, что не сделано/не взято ранее. Женщины решаются либо не решаются на кардинальные перемены, сложнее этот период проходит для женщин, не имеющих детей (смысл жизни?).
- Смирение, принятие. Взятие на себя ответственности, эмоциональные качели – в прошлом, прозрение, вдохновление, воодушевление.
У меня специализация по возрастным кризисам в рамках гештальт-подхода.
Как это можно использовать в Вашей терапии? Исходя из информации, которую я получаю от Вас, я могу предполагать, в каком возрасте происходили остановки, определенные “перекосы” в Вашем психологическом развитии. Это значит, что какие-то моменты Вы в своем прошлом обошли, заменили, отложили. Ну, это как наблюдать пожилого байкера с ярко-зеленым “ирокезом” – можно с уверенностью предположить, что он явно “застрял” в непройденной бунтующей подростковости.)
Произошла ли сепарация с родителями, чем обусловлено недовольство нынешней жизнью, почему Вы имеете те или иные черты характера, поведение, психологические защиты – на это всё есть ответ в теории развития личности и особенностях кризисов, переживаемых людьми.